Электронный каталог Виртуальная справка


Русский национальный костюм не просто защищал от холода и жары, но и сочетал в себе яркие расцветки и большое количество мелких элементов, которые создают цельный образ. Русские мастерицы для каждого особого случая создавали уникальное одеяние, отражающее культурные ценности народа.

В фонде читального зала Института дизайна экономики и сервиса вы найдёте книги, раскрывающие красоту русского национального костюма.

Еще несколько лет назад кто-то мог бы счесть цветастый павловопосадский платок или русский сарафан абсолютным архаизмом, которому место в костюмерной фольклорного ансамбля. Но постепенно пришло понимание, что настоящая народная традиция необходима для сознания самобытности. Об этом красочный альбом  С. А. Глебушкина «С верой по жизни в будни и праздники». Автор хочет сохранить и популяризовать русское традиционное творчество. Костюмные комплексы он разделяет на праздничные, повседневные, девичьи, траурные, свадебные. Достойны внимания и мужские рубахи, которые представляют отдельную группу. Перелистывая страницы издания, читатель сможет отметить многие особенности традиционного уклада русской жизни в разных краях и областях нашей страны.

Изучая национальный костюм, >мы можем не только узнать об укладе жизни и традициях нашего народа, но и увидеть, что он осуществляет своеобразный контакт между человеком и обществом. В книге М. Н. Калашниковой «Народный костюм» традиционная одежда рассматривается как социокод. Костюм – это посредник между типами культур различных периодов и этносов. Так, русское искусство повлияло на формирование европейской моды начала XX века; народные художественные промыслы послужили созданию фольклорного стиля в одежде во второй половине века…. Книгу завершает глоссарий из 600 названий видов народной одежды и тканей XVIII – XX вв.

Видов народной одежды много – исподница, передник, ватник, навершник, запона, кафтан, летник и многое другое. Господствующим цветом одежды был алый. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия.

Общей чертой русского традиционного костюма является многослойность. Альбом Е. Л. Мадлевской «Шушпан. Душегрея. Корсет» знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды русского народного костюма. Автор выстраивает альбом так, чтобы в первую очередь читатель познакомился с более ранними комплексами костюмов и увидел, как развивалась народная «мода». Варианты одежды приводятся в порядке от простых к сложным. Для создания целостного представления о способах ношения нагрудной одежды Е. Л. Мадлевская включила в альбом изображения полных костюмных комплексов из разных традиций и исторические фотографии, запечатлевшие женщин и девушек в народных костюмах.

Славянский стиль включал, помимо нагрудной, поясную одежду, куда можно отнести понёву и юбку. Одежду украшали сложным орнаментом, богатыми сочными красками. Каждый элемент отличался сакральным значением, представлял надежду на хороший урожай и счастливую жизнь. В книге В. Жигулёвой «Русская народная одежда. Понёва и юбка» впервые опубликованная в таком объёме коллекция раскрывает разнообразие форм и орнаментации женского костюма. Листая книгу, мы видим высокий художественный уровень, мастерство русских ткачих, вышивальщиц, швей, их природный вкус, особое чувство ритма и цвета в орнаментике. Панёва и юбка – знаковые части женского костюма – представлены в книге как отдельно, так и в составе полного комплекса традиционной одежды.

Важным элементом, входящим в состав женского наряда, является сарафан. Он стал символом традиционной русской женской одежды и соответствовал образу внутренне сдержанной добродетельной русской православной женщины. В русских домах к сарафану относились очень бережно, передавая его по наследству от матери к дочери, сохраняли в качестве семейной библиотеки ИДЭС есть две книги, посвященные этой части женского традиционного гардероба: Е. М. Наумова «Сарафаны в собрании музея-заповедника “Кижи”» и С. В. Горожанина, В. А. Демкина «Русский сарафан: белый, синий, красный».

Е. М. Наумова показала коллекцию крестьянской одежды XIX – начала XX века музея-заповедника «Кижи». Это красочный каталог сарафанов Севера России: Заонежья, Сегозерья, Пудожья, Поморья и др. Автор рассказала о сарафане, к какому времени он относится, из какого материала сшит, показала схемы кроя.

Сарафанные ансамбли в альбоме «Русский сарафан. Белый, синий, красный» знакомят с основными типами сарафанов, их назначением, обрядовой принадлежностью, социальными и возрастными характеристиками. В основу структуры издания положена новая концепция: иллюстративный материал расположен в соответствии с цветами, которые являются основополагающими в национальной символике и которые доминируют в колористке русского сарафана. Не менее интересными будут сведения об основных этапах изготовления домотканого материала на сарафаны, о забытых способах отбеливания, окраски и других приёмах декорирования ткани.

Сегодня, в век информации и скорости, человек чувствует необходимость прикоснуться к чему-то неспешному, постоянному. Элементы народной традиционной культуры, в том числе народный традиционный костюм – отличный вариант. 

Приходите отдохнуть от суеты и поработать с книгами по культуре и искусству в читальный зал ИДЭС (13-108) с 9.00 до 17.30 по будням и с 9.00 до 16.00 в субботу. 

В нашем фонде вы найдёте ещё немало красочных и интересных изданий, посвящённых русскому традиционному костюму.