Мир под властью моды, или Как одежде удалось вырваться из-под контроля
Мы хотим иметь собственный стиль, одеваться модно и со вкусом. Но мода – это не только одежда. Её можно сравнить с пространством, объединяющим историю костюма, дизайн, историю развития представлений о красоте и многое другое.
Читальный зал Института дизайна и сервиса представляет книги из серии «Библиотека журнала «Теория моды». Проект объединяет академические труды – так проще разобраться в теории и истории – и новейшие исследования о современных направлениях и трендах моды.
Начнем с книги, которая стала классикой. Профессор Лондонского колледжа моды Элизабет Уилсон «Облаченные в мечты» опубликовала работу, где мода показана как особый культурный институт. Автор объясняет, как этот феномен стал эстетическим
средством для выражения идей, желаний и убеждений, живущих в обществе. Отдельные
главы посвящены истории, конструкциям женственности и мужественности, моде и
городской жизни, моде и массовой культуре, а также альтернативным стилям.
Мода, управляя
обществом, и достигла вершины своего влияния – такова главная мысль книги Жиля
Липовецкого «Империя эфемерного». Это попытка осмыслить моду как инструмент
социального воздействия.
Исследование разделено на две части. В первой автор рассматривает формирование понятия «мода». Он показывает, как диктат традиций, а позже знати в выборе одежды (Средневековье и Новое время) сменился в конце XIX века диктатом профессионалов-кутюрье. В XX веке мода демократизировалась, тренды стали появляться под влиянием «улицы».
Во второй части мода представлена как универсальный механизм «общества потребления», который управляет всеми сферами жизни, начиная от промышленности и заканчивая политикой.
Британский искусствовед Эйлин Рибейро в книге «Мода и мораль» собрала скандальные предметы одежды, которые подвергались наибольшей критике со стороны моралистов. Как костюм помогает привлекать внимание? Как одежда реализует человеческие желания и устремления? Автор отвечает на эти вопросы провокационно и максимально
информативно.
Есть в нашей подборке и книга, посвященная России. Кристин
Руан в издании «Новое платье империи» предлагает увидеть социально-экономические и
политические процессы через изменения мира моды. Например, автор обращается к
истинной причине решения Петра I "переодеть" Россию. В ее основе лежала
идея экономической модернизации страны.
Красочные иллюстрации дают представление о российских модных журналах и магазинах, культуре потребления, «женском вопросе», моде a la russe, захлестнувшей Париж после гастролей балетной труппы Сергея Дягилева и многом другом.
Откуда есть пошел гламур, каковы его признаки, исторические и
политические предпосылки? Ответы стоит искать в книге Стивена Гандла «Гламур». Первое детальное исследование этого феномена охватывает период от наполеоновской эпохи до наших
дней. Хотите понять, почему манит и привлекает гламур? Чем он стал для обычных
людей? Как превратился в сказочный мираж, мечту миллионов? Тогда стоит посмотреть
на зыбкий мир гламура глазами автора.
В заключение поговорим о двух предметах одежды, наиболее кардинально повлиявших на моду.
Кристиан Бар написала «Политическую историю брюк», потому что эта вещь гардероба на протяжении многих веков была символом мужественности и являлась «табу» для женщин. Перед нами история того, каким образом «слабому полу» удалось «отвоевать»
брюки. Вы удивитесь, когда узнаете силу гендерной власти обычного предмета
одежды.
«Орудие пытки», причина болезней или модная деталь
платья? Корсет стал предметом изучения в одноименной книге Валери
Стил. Проходить испытание корсетом женщины были обязаны с эпохи
Возрождения до ХХ века. Известный исследователь моды не только рассказывает
историю корсета, но и развеивает мифы, которыми он окружен, а также делится
малоизвестными фактами.
Шесть книг нашего обзора не стоит воспринимать как издания, предназначенные только для студентов направления «Дизайн» и «Конструирование лёгкой промышленности». Они расскажут немало нового всем, кто увлекается модой, предпочитает необычный взгляд на «такие простые вещи» как предметы одежды.
С изданиями можно поработать в читальном зале ИДЭС (13-108)
с 9.00 до 17.30 по будням и с 9.00 до 16.00 в субботу.